Три статуса бортовых навигационных систем
Существует три уровня требований к бортовым навигационным системам в зависимости от того, в каком статусе они используются: самодостаточной, основной или дополнительной навигационной системы.
Самодостаточнае навигационная система — система, разрешенная для данной процедуры или для данного этапа полета, которая в течение всего времени выполнения процедуры или данного этапа полета удовлетворяет всем четырем требованиям к навигационным характеристикам RNP: точности, целостности, эксплуата
ционной готовности и непрерывности обслуживания.
Этап полета |
і ґм 11 і О Г’-г і гі.-л _г “! Г 5 U V S и і I ’ J горизонтали |
1 t_ по вертикали |
Целост і! «’> 1 D |
І-4 Г П Л О Г%Г’, OLI по. 1_J р v_.- I v. / ? L. J t — t чи п роду прежде* НИЯ |
Нйппопціоипгти |
і ОТОРНОПТЬ |
к N н |
|
Маршрут |
3,7 км 2,0 м. мили |
І—1 О UOOUOUQUO і :v, ничліи iwilu |
1 — 10’77ч |
Л лліли і v і у 11 : |
От 1 — 10’4 /ч до 1 — 10“8 /ч |
От 0,99 до 0.99999 |
От 20 по 1 О |
|
Маршрут, район аэродрома (прибытие) |
0,74 км 0,4 м. мили |
Не назначена |
1 — Ю’7/ч |
15 с |
От 1 — 10‘4/ч до 1 — 10"8 /ч |
От 0,999 до 0,99999 |
От 5 до 1 |
|
Вылет, заход до выхода на прямую, неточный заход |
220 м 720 фут |
Не назначена |
1 — 10"7 /ч |
10 с |
От 1 — 104 /ч до 1 — 10’8 /ч |
От 0,99 до 0,99999 |
От 0,5 до 0,3 |
|
Заход на посадку с наведением по вертикали APV-S |
220 м 720 фут |
20 м 66 фут |
1 — 2×10"7 за заход |
10 с |
1 — 8×10"ь в любые 15 с |
От 0,99 до 0,99999 |
0,3/125 |
|
Заход на посадку с a г«л п £4 і імам п<л паосДспИ^іУі ми остр- тикали APV-II |
16,0 м 52 фут |
D П м О, U іVI 26 фут |
•1 Ov-lfV7 5 — £—J l J за заход |
а г- |
1 — 8×10"ь в любые 15 с |
rw Л AQ V-/ і и, с?Ь пл П OOQQO ,ЦЫ V,0v04,’e |
0,03/50 |
|
Точный заход на посадку |
категория S |
16,0 м 52 фут |
6,0 -4,0 м 20 -13 фут |
1 -2×10’7 за заход |
6 с |
1 — 8×10"в в любые 15 с |
От 0,99 до 0,99999 |
0.02/40 |
категория N |
6.9 м 23 фут |
2.0 м 6.5 фут |
1 — 2×10’7 за заход |
2 с |
1 — 8×10‘ь в любые 15 с |
От 0,99 до 0,99999 |
0.01/15 |
|
категория Ні |
6.1 м 20 фут |
2.0 м 6.5 фут |
1-Ю’7 за заход |
1 с |
1 — 10_/ ~ в любые 15 с |
От 0,99 до 0,99999 |
0.003/z |
UJ L/i |
Примечание. Это определение не исключает наличия на борту других навигационных систем. Система, являющаяся самодостаточным навигационным средством, может иметь один датчик или несколько навигационных датчиков (мультисенсорная система).
Основная навигационная система — система, одобренная для данного полета или его этапа, которая удовлетворяет требованиям точности и целостности, но может не удовлетворять требованиям по эксплуатационной готовности и непрерывности обслуживания, Безопасность ее применения достигается за счет разрешения полетов только в определенные периоды времени и при соответствующих процедурных ограничениях.
Примечание. Безопасность использования основной навигационной системы обеспечивается не только процедурными ограничениями, но, очень часто, также и требованием иметь дополнительные навигационные системы, которые включаются и используются при отказе основной. Например, требования B-RNA V: приемо-индикатор сНс + приемник VOR/DME.
Дополнительная навигационная система — система, которая должна использоваться в сочетании с системой, являющейся самодостаточным навигационным средством. Для получения одобрения для ее применения на данном этапе полета требуется, чтобы на борту ВС была другая система, являющаяся для рассматриваемого этапа самодостаточным навигационным средством. Дополнительная навигационная система должна удовлетворять требованиям точности и целостности во время выполнения данной процедуры или на данном этапе полета, а вопросы эксплуатационной готовности и непрерывности обслуживания при этом не рассматриваются.
Примечание. Система, утвержденная как дополнительное навигационное средство с одним датчиком или мультисенсорная, во время выполнения полета при удовлетворении требований точности и целостности может быть использована без всякой перекрестной проверки (сравнения) с самодостаточным средством. Мало того, самодостаточная система может включаться и использоваться тогда, когда дополнительная система значительно снизила точность работы или имеет! признаки отказа.
Самодостаточными системами могут считаться только мультисенсорные FMS, которые могут удовлетворять всем четырем критериям RNP. Правда, пока не для всех типов RNP и не на всех этапах полета. В будущей RNP-RNAV используемые навигационные системы должны быть самодостаточными.
При выполнении полетов в системе B-RNAV к наиболее распространенной основной системе можно отнести приемоиндикатор (ПИ) СНС, отвечающий требованиям ТСО С129.
Важным моментом использования основных систем является то, что такие понятия, как "комплексное самолетовождение", с позиции точности навигации здесь не применяются. Поскольку применение дублирующих систем, таких как, например НВУ-БЗ, ДИСС-013-134, VOR или АРК, не будут соответствовать предписанной точности навигации в районе действия RNAV. При этом в случае отказа основной системы выполняются "аварийные процедуры при отказе навигационной системы" и производятся соответствующие доклады диспетчеру ОВД.
В отношении дополнительных систем можно сказать, что для России очень непривычен подход ИКАО к такому статусу навигационной системы для осуществления навигации. При полетах в воздушном пространстве России (до введения RNAV) ПИ СНС используется только как дополнительная навигационная система, а не как ос-
новная. В этой связи, если, например, не будет использовано штатное навигационное вычислительное устройство типа НВУ — БЗ или ДИСС-013-134, то это будет воспринято, как не комплексное использование средств навигации. Но при этом необходимо отметить, что системы типа НВУ — БЗ или ДИСС-013-134 при осуществлении навигации с применением RNP не могут быть отнесены к самодостаточным навигационным системам по той причине, что они не удовлетворяют всем четырем требованиям к навигационным характеристикам: точности, целостности, эксплуатацион
ной готовности и непрерывности обслуживания.